В том случае, когда инспектор ГИБДД остановил транспортное средство, и после того как он назвал свою должность и звание, а также объяснил причину по которой он остановил авто и цель, водителю необходимо сделать уточнение, касаемо выполнения конкретной процедуры.
Это означает что инспектор должен сообщить водителю, что в данном случае будет проводиться осмотр и досмотр транспортного средства. Такие требования устанавливает законодательство. Они прописаны в Админрегламенте и других НПА МВД России.
Владелец ТС должен уметь отличить осмотр от досмотра транспортного средства, так как зачастую инспекторы ГИБДД используя отсутствие должного уровня знаний у водителя подменяют одно поднятие другим.
Проведение осмотра ТС
КоАП России не содержит в своих правилах иного понятия осмотра автомобиля за исключением одного — технического.
При этом, такое понятие как осмотр ТС, прописано и в Админрегламенте. В его положениях указано, что осмотром транспортного средства и груза, который в нем перевозится, является их обычное визуальное обследование.
Законодательство четко определяет, что такое осмотр и устанавливает определенный перечень оснований для правомерности его выполнения инспектором:
- Наличие ориентировки, а также другой информации о том, что авто или перевозимый им груз используется в противозаконных целях;
- Необходимость сверить идентифицирующие ТС обозначения с теми записями, которые указаны в документах регистрации авто;
- При существовании признаков, указывающих на несоответствия транспортируемого груза тем данным, которые указаны в документации на перевозимый автомобилем груз.
До недавнего времени Регламент устанавливал порядок, в соответствии с которым в случае отказа водителя ТС от предоставления возможности осмотреть ТС, в том числе и при обнаружении каких-либо других законных оснований, обуславливали возможность для инспектора проводить досмотр машины.
Однако правоприменительные судебные акты ВС России, указывают на то, что такие положения Административного Регламента нарушают права водителя и противоречат существующему законодательству РФ.
Кроме прочего ВС РФ признал, что положения Регламента МВД, по которым при осмотре ТС и находящегося в нем груза не должны составляться соответствующие процессуальные документы, также не могут применяться. Это означает, что последствием отказа водителя в возможности осмотреть его автомобиль не может быть возникновение у инспектора оснований сделать досмотр ТС.
И в том случае, если же машина все-таки была осмотрена, в обязанность инспектора входит составление специального акта.
Проведение досмотра ТС
Досмотр автомобиля по правилам законодательства — это его обследование, которое проводится без каких-либо конструктивных нарушений ТС для выявления орудий либо предметов, которыми совершено админ. правонарушение.
Правовыми основаниями, которые дают возможность инспектору ГИБДД досматривать ТС являются всё те же правила, прописанные в Админрегламенте.
Основания для досмотра являются:
- Проверка обоснованного подозрения о том, что в ТС находятся орудия либо предметы, использованные при совершении админ. правонарушения. В том числе это касается и наличия следов админ. правонарушения на авто;
- Проверка обоснованного подозрения о том, что в ТС может перевозиться оружие, боеприпасы либо какие- то взрывчатые вещества и устройства, наркотики или другие психотропные вещества, в том числе и ядовитые либо радиоактивные препараты;
- Необходимость задержания того лица, которое находится в автомобиле.
Из вышеизложенного можно выделить отличие осмотра от досмотра. Оно заключается в том, что осмотр сопровождается фактическим визуальным обзором ТС, которое проводится в основном для того, чтобы сверить его маркировочное обозначение, либо груза при получении согласия водителя на совершение такой процедуры. А вот досмотр сопряжен с необходимостью выполнения проверки содержимого автомобиля.
Чем отличается осмотр от досмотра
Законные основания проводить осмотр или досмотр автомобиля имеют существенные отличия друг от друга.
Помимо этого, осмотр отличается от досмотра автомобиля тем, что последний является мерой, обеспечивающей производство по делу об админправонарушении. Именно этим и обусловлены более весомые для его проведения основания.
В таких случаях правила Админрегламента и КоАП России устанавливают необходимость присутствия двух понятых, либо обязательного проведения видео фиксации.
В дополнение к этому досмотр автомобиля обязательно проводится в присутствии собственника (владельца) автомобиля. Исключения, когда досматривать авто можно без присутствия его владельца, составляют обстоятельства, не терпящие отлагательств. В этом случае такие обстоятельства указываются в протоколе. Соответствующие основания провести такие мероприятия также устанавливают положения, прописанные в Админ. Регламенте и КоАП России.
Необходимо помнить: согласно общих правил законодательства, если ТС было остановлено инспектором ДПС, его владелец не обязан покидать свое авто при проведении проверки сотрудником ГИБДД. Однако, если инспектор заявил требования о том, что автомобиль необходимо покинуть, чтобы не мешать проведению досмотра, водитель обязан согласиться и выполнить требования инспектора ГИБДД.
Правила проведения досмотра
Проведение досмотра ТС является обоснованным процессуальным действием. Исходя из этого в обязанности инспектора ГИБДД входит оформление соответствующего протокола. Если, к примеру, проводилось административное задержание, то соответствующая информация о том, что досмотрен транспорт должна включаться в протокол о проведении админ. задержания. В протоколе должны фиксироваться дата и место, когда он составлялся, а также полные сведения о сотруднике, который составлял протокол, об автомобиле и данные владельца ТС. Результаты выполненных мероприятий, сведения о понятых, и их личные подписи, также должны быть отражены в протоколе.
Если указанные действия сопровождались видео фиксацией, в протоколе должна быть соответствующая запись, подтверждающая факт проведения видеозаписи, которая также должна быть приложена к протоколу.
Необходимо помнить, что если транспорт досматривался без последующего составления протокола, без присутствия понятых, либо без проведения видео фиксации всех выполняемых процессуальных действий, такие действия инспектора могут быть квалифицированы, как самоуправство. Указанное правовое положение устанавливает нормы КоАП России.
Копия составленного инспектором протокола должна вручаться лицу, в отношении которого возбужденное админ дело и ведется расследование. Также копия такого документа выдается владельцу авто, который подписывает сам протокол. Если же указанное лицо отказывается подписывать протокол в нём делается соответствующая отметка.
Таким образом, водитель должен четко понимать в чем разница между этими двумя процедурами и знать, чем они отличаются. Следует также иметь в виду, чем тщательней будет соблюдена процедура, тем вероятнее можно гарантировать соблюдение прав и интересов водителя. При этом выше шанс избежать нежелательных последствий, причиной которых могут стать самоуправство работников ГИБДД.