Тема, актуальная для многих автомобилистов — это страховые споры по КАСКО. И если положения обязательного автострахования (ОСАГО) четко регламентированы на законодательном уровне, то с добровольным (КАСКО) не все так однозначно. С какими нюансами рискуют столкнуться автовладельцы и какова практика судебных разбирательств в данном вопросе?
Причины судебных споров по КАСКО
Если споры со страховой компанией по КАСКО не удается решить в досудебном порядке, автовладельцы обращаются в судебные инстанции. Поводами для разбирательств могут послужить следующие ситуации:
- По мнению страховщика, случай, в результате которого транспортным средством получены повреждения, не относятся к разряду страховых.
- Сроки рассмотрения выплаты страховщиком необоснованно затягиваются.
- Отказ клиента от ремонта своего автомобиля в мастерской (СТО), предлагаемой компанией. Например, ввиду низкого уровня/качества оказываемых ею услуг и т. п.
- Предлагаемая выплата занижена и не покрывает стоимости ремонта автомобиля.
- Компенсационные выплаты задерживаются, затягивание данного процесса осуществляется страховщиком без явных оснований.
- Невыплата страхового возмещения, либо полный отказ от такового без всяких объяснений.
- Страховщик отказывается от компенсации УТС (утраты товарной стоимости).
- Возникновение разногласий со страховщиком касательно ТОТАЛ (полной гибели авто).
- Отказ страховщика в возмещении по причине уже выплаченной ранее стоимости полиса или ввиду подачи клиентом неполного пакета необходимых документов и т. д.
Это только часть причин, по которым возможны споры, список можно продолжать практически до бесконечности.
О позиции судов по отказам в возмещении
О чем по КАСКО свидетельствует судебная практика? Анализируя таковую можно сделать однозначный вывод, что решения принимаются на основании законодательных норм и имеющейся доказательной базы со всех сторон, принимающих участие в процессе.
В определенных случаях суды встают на сторону страховщиков, например, когда:
- компания имеет неопровержимые доказательства, что заключенный с нею договор является недействительным ввиду того, что изначально автовладельцем были предоставлены недостоверные данные;
- на момент аварии выясняется, что авто не прошло планового техосмотра и в результате неисправности получило повреждение (опровергнуть данный факт можно лишь на основании выводов независимой экспертизы);
- автомобиль пострадал в результате умышленных действий со стороны его владельца либо последний находился в алкогольном/наркотическом опьянении и т. п.
Законным отказ считается и в некоторых других ситуациях.
И все же судебная практика по КАСКО показывает, что зачастую отказ страховой компании в выплате признается судами неправомерным, например, подобное обычно происходит, когда:
- Страховщики и клиенты расходятся во мнениях по поводу причин получения транспортным средством повреждений. Суд, как правило, выносит решение в пользу последних.
- Страховая компания (далее СК) отказывает, ссылаясь на истечение отведенных для обращения сроков.
- Основанием для отказа служит факт того, что автомобилем управляло лицо, не внесенное в полис.
- Поводом для отказа в выплате по КАСКО является утрата полиса.
Помимо перечисленного по КАСКО судебные решения показывают, что решения в пользу клиента выносятся и в случаях, когда лицо, причинившее ущерб автомобилю, не установлено. Подобное часто происходит и в ситуациях, когда авто было угнано вместе с ключами и документами от него.
Если речь идет о спорах в отношении стоимости ремонта, то страховщики не вправе учитывать амортизацию и т. п. в целях снижения размеров выплаты, последняя рассчитывается по реальным затратам. Расчет компенсации в отношении УТС (утраты товарной стоимости) производится аналогично.
В любом случае, по КАСКО судебная практика показывает, что автовладельцу можно и нужно отстаивать свои материальные интересы, предварительно подготовив доказательную базу.
Распространенные споры по КАСКО
Выше упоминались возможные причины споров страховщиков с автовладельцами по полисам КАСКО, а наиболее распространенными из них, являются:
- сознательное занижение страховой компанией компенсационной выплаты;
- принятие решения СК по выплате затягивается, как и сама выплата;
- СК отказывается признавать случай страховым;
- выплата не производится по причине банкротства страховщика;
- отказ СК в возмещении морального вреда в результате неисполнения условий договора и др.
На некоторых спорах следует остановиться более подробно.
Заниженные размеры выплат
Взыскание страхового возмещения по КАСКО в полном объеме посредством обращения в суд является довольно распространенной ситуацией. СК нередко стараются занизить размер такового, например, взяв при проведении расчетов среднюю рыночную стоимость деталей и запчастей, услуг «своих» автомастерских. А если речь идет о повреждении автомобиля, находящегося на гарантии, то ситуация усугубляется еще больше, ведь его надлежит ремонтировать в дилерской станции техобслуживания, что обходится недешево.
В подобных ситуациях потребуется проведения независимой экспертизы, результаты которой позволят выявить разницу между фактическими затратами и размером возмещения, предлагаемого СК.
При вынесении судом решения будут учтены именно выводы независимой оценки и страховщика обяжут возместить ущерб в полном объеме.
Затягивание сроков возмещения
Если все предусмотренные договором сроки выплат по полису ОСАГО прошли, а денег потерпевший так и не получил, то суд со страховой компанией практически неизбежен. Случается, что причиной затягивания сроков обусловлено необходимостью проведения дополнительных проверок и экспертиз. Но чаще страховщик вроде бы не отказывается от своих обязательств, но находит массу причин, чтобы отсрочить компенсацию, а в это время пользуется денежными средствами клиента (этот факт должен быть доказан в обязательном порядке). Тогда страхователь может рассчитывать еще на штраф в размере 50% размера компенсации.
Суброгация
Под суброгацией подразумевается право СК на истребование возврата ей финансовых средств с виновного лица, затраченных на ремонт авто потерпевшей стороны. И предоставленной возможностью пользуются все автостраховщики. Виновник может урегулировать проблему в досудебном порядке, но уйти от ответственности ему не удастся. Не следует терять бдительности и во избежание уплаты дополнительной неустойки можно получить профессиональную юридическую помощь и обратиться в СК с предложением о рассрочке.
В судебном заседании, когда речь идет о суброгации, ответчику надлежит предпринять некоторые действия:
- в первую очередь следует убедиться, что срок исковой давности (он составляет 3 года) не истек;
- собрать доказательную базу в отношении того, что виновником дорожного происшествия является не только он;
- провести независимую экспертизу в отношении оценки стоимости произведенного ремонта.
УТС по КАСКО
УТС (утрата товарной стоимости), согласно обзору Президиума ВС РФ, считается реальным ущербом, а значит подлежит возмещению.
Подача иска в судебные инстанции возможна только после предварительного обращения в СК с целью разрешения спора. И только после получения отказа страховщика или игнорирования им обращения клиента можно действовать дальше.
Добиваться компенсации УТС через суд можно в следующих ситуациях:
- Авто пострадало в результате случайного возгорания, падения на него дерева и т. п.
- Повреждения транспортного средства не относятся к страховым случаям (по мнению СК).
- Возраст автомобиля не превышает 3 лет, если он является отечественным и 5 лет, если это иномарка.
- Пробег авто иностранного производства составляет не более 100 тыс. км, отечественного – 50 тыс. км.
- После проведенного ремонта автомобиль утратил первоначальный вид.
- Транспортное средство не требует прохождения ремонта первой степени сложности.
Говоря о возмещении УТС при проведении ремонта авто на СТО, следует отметить, что подобное возможно только в случаях:
- ремонта съемных/несъемных участков кузова или полной/частичной замене прикрепленных кузовных частей;
- полного/частичного окрашивания определенных частей кузова, деталей, в том числе неметаллических;
- изменение формы кузова или его восстановление после сильного повреждения;
- повреждения заводской сборки авто после его разбора для проведения капремонта/покраски.
Следует не забывать о том, что условие о праве страховщика на истребование денежного возмещения с виновного лица обязательно должно быть отражено в договоре. Если в страховой компании в выплате УТС отказывают, то вопрос решается в судебном порядке.
Полная гибель автомобиля по КАСКО
Немало споров возникает и в случаях, связанных с полной гибелью авто (ТОТАЛ). Страховщик часто признает ситуацию как страховой случай, однако занижает размер выплаты, в частности на стоимость годных остатков транспортного средства. А цену последних реально определить довольно сложно. Для обращения в судебные инстанции клиенту СК потребуется предварительно получить заключение независимых оценщиков/экспертов, определяющих констатирующую степень годности остатков, как и их действительную стоимость.
Анализируя споры по КАСКО, разрешаемые судами, можно сделать вывод о том, что виновная или потерпевшая стороны не могут рассчитывать на какие-либо преференции, потому им надлежит максимально грамотно изложить свою позицию и осознавать последствия своих действий.