Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств постоянно дополняются. Одни из последних изменений были внесены в конце 2017 года. Они начали действовать с марта 2018 года.
Мы рассмотрим все изменения касательно правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за последний год, а также то, как они влияют на простых автомобилистов.
Небольшие изменения
Здесь мы расскажем о не таких глобальных изменениях, внесенных в Правила ОСАГО. Они не настолько важны, как описанные ниже, но все же автовладелец должен о них знать:
- Пополнился перечень документов, которые должен получать страхователь. Правила по страхованию автогражданской ответственности ОСАГО предписывают, согласно п. 1.4 абзацу 5 главы 1, помимо стандартного перечня передавать так же и копию заявления о заключении договора, подписанного обеими сторонами.
- На данный момент убран пункт об указании того, используется ТС с прицепом или нет.
- Заявление о ПВУ или возмещении рассматривается 20 дней, исключение – п. 4.17.2 Правил, тогда 30 дней.
- Появилось еще одно основание для законного отказа страховой в компенсации. Оно связано с непредоставлением пострадавшим ТС на осмотр, что он обязан сделать согласно абзацу 3 п. 5.3 Правил.
Отмена справок о ДТП
Самая глобальная поправка касается справок о ДТП. Этот документ полностью отменен, что можно проследить по пункту 3.10 Правил ОСАГО. Он содержит перечень тех бумаг, что потерпевший, претендующий на прямое или натуральное возмещение, должен предоставлять в страховую компанию. Шестой абзац, в котором и говорилось о справке ДТП, полностью исключен. Не нужна она теперь ни при претензионном, ни при исковом порядке споров с СК.
Если вдруг страховая компания отказывает в выплате возмещения в связи с непредоставлением справки о ДТП, смело можно ссылаться на Правила ОСАГО, где с последними изменениями официально отменили документ. Что теперь заменяет его? На данный момент считается, что для надлежащего извещения по условиям автострахования достаточно предоставления Извещения о ДТП, который составляют водители самостоятельно. Если ГИБДД вызывалось, тогда следует еще предоставить постановление о возбуждении (либо определение об отказе) по административному правонарушению, а также протокол. В случаях, когда происшествие оформлялось посредством Европротокола, достаточно только извещений.
Очень важное уточнение для автомобилистов следует из описанной выше информации. Поскольку бланки извещения были обновлены в связи с внесенными изменениями, обязательно нужно обратиться к страховщику и получить новые экземпляры. Старые образцы для заполнения теперь не подходят, поскольку теперь о ДТП водитель должен вносить больше информации. В противном случае можно получить отказ в возмещении, в связи с тем, что форма документа не соответствует оригинальному. Если возможности получить в страховой фирме извещения нет, скачайте официальный бланк из Приложения к Правилам страхования. Он утвержден ЦБ РФ, останется только распечатать его с двух сторон на листе, в 2 экземплярах.
Внешний вид
Совсем немного был изменен вид не наносился на те полисы, которые были оформлены через интернет. Теперь же этот код наносится обязательно на все ОСАГО. При его сканировании пользователя сразу же должны перенаправлять на страницу доступа, содержащую данные об этом договоре страхования. При этом информация должна содержаться не на сайте страховщика, а на сайте РСА. То есть это позволит при проверке страховки сотрудником ГИБДД получить актуальную информацию о полисе непосредственно из базы профессионального объединения страховщиков, что исключает любую вероятность фальсификации.
Изменения, сделавшие QR-код обязательным элементом полиса автострахования, были внесены в п. 1.4 главы 1 в 2017 году. Вот какая информация на данный момент будет доступно человеку, который просканирует его:
- начало и окончание периода использования машины в течение срока действия;
- номер, серия, а также дата оформления ОСАГО;
- наименование компании, заключившей договор страхования;
- модель и марка ТС;
- гос номер и ВИН.
Сам бланк на всей территории страны имеет единую форму, но некоторые пункты не являются обязательными. Они перечислены в п. 1.4 главы 1 «Правил ОСАГО».
В страховой полис теперь включается таблица, в которую страхователь может включить данные о той станции техобслуживания, на которой бы он хотел осуществить восстановительный ремонт в случае ДТП. Указать необходимо адрес и наименование станции тех. обслуживания. При этом если выбранное СТО не входит в предлагаемый страховщиком перечень, а страхователь хочет указать известную ему фирму, то он должен получить письменное согласие страховщика.
Оборотная сторона
На оборотной стороне появились данные касательно оформления дополнительных добровольных услуг страхования. Теперь все данные нужно вносить в таблицу. В графах указывается, какой вид страхования выбран (жизни, здоровья и пр.), произошел ли страховой случай, и какая сумма компенсации была назначена. Ранее на оборотной области содержались лишь особые отметки. Нововведение позволит контролировать цену полиса и сразу проследить, какие из услуг на самом деле являются добровольными и навязываются сотрудниками СК. При этом страховщик обязан при заключении договоров ссылаться на нормативные акты Банка России, которые подтверждают правомерность и правильность выбранного вида страхования и размера страхового возмещения.
КБМ и расчет стоимости
Еще одно нововведение касается таблицы, в которую вносят данные тех лиц, что были допущены к управлению застрахованным ТС. В нее внесли дополнительный пункт. Теперь напротив каждой фамилии указывается тот класс водителя, который имел каждый из них на момент заключения полиса.
Таким образом достаточно легко будет даже новичкам отслеживать уровень своего КБМ и при наличии ошибки сразу найти тот страховой полис, с которого бонус-малус начали применять неправильно. Это удобно как для водителей, так и для страховых фирм и даже РСА, ведь количество жалоб напрямую к союзу автостраховщиков сократится. Автолюбители будут знать наименование фирм, которые ошибочно применили КБМ.
Жалобы по поводу того, что страховщики порой многократно завышают стоимость полиса, не прошли мимо Центробанка. Именно поэтому в последних изменениях было сразу несколько нововведений, которые делают прозрачными для страхователей порядок начисления страховой премии. В частности, теперь в полис добавлен новый пункт касательно ее расчета. Информация представлена в виде таблицы с обозначением основных коэффициентов, применяемых при расчете стоимости ОСАГО, а также пункт с базовой ставкой, устанавливаемой ЦБ. В пустые поля вносятся значения по каждому пункту. Коэффициенты зависят от местности, стажа, периода использования машины и др. Итоговая цена как раз складывается из них и она будет прописана здесь же, что позволит даже самостоятельно любому желающему посчитать цену своего полиса по применяемой формуле.
Оформление полиса
Изменились правила страхования по системе ОСАГО и касательно методов оформления полиса. С 2017 года обязательным для страхующих компаний стало условие предоставления любому желающему права оформить ОСАГО онлайн. Ограничение на данный момент действует только для юридических лиц – они смогут воспользоваться этим правом с середины 2018 года, а также для тех водителей, кто впервые страхует свою ответственность.
Для оформления полиса таким упрощенным способам гражданам достаточно завести на интернет-портале страховщика учетную запись. ИП и юрлица обязаны иметь электронную подпись, иначе в услуге будет отказано.
Проведение экспертизы
В законе о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств появилось очень важное уточнение по поводу технической экспертизы автомобиля после ДТП.
Все, кто сталкивался с необходимостью истребовать со страховой фирмы возмещение, знают, что эту сумму стараются всячески занизить. Ранее для оспаривания можно было провести повторную экспертизу за свой счет и на ее основании требовать полноценного возмещения. Сейчас этот механизм реализован несколько иначе.
Результаты экспертизы, проведенные по собственной инициативе собственником ТС, не принимаются во внимание даже на судебном разбирательстве. Все, что может пострадавшая сторона – потребовать на заседании повторно провести экспертизу, но уже по ходатайству суда. Это связано с тем, что многие завышали сумму ремонта, обращаясь к знакомым экспертам-техникам.
Однако первым делом все же проводят оценку. И только если вы не согласны с предложенной суммой, будет проведено экспертное исследование. Если сумма все равно кажется слишком заниженной, тогда потребуется составлять досудебную претензию, ждать на нее ответа, и лишь после обращаться в суд. Эта процедура обязательна, но всегда можно согласиться на предложенную страховой компанией сумму.
Условия требования возмещения при ПВУ и банкротстве
Перечень случаев, когда возможно было требовать прямого возмещения убытков, был исчерпывающим, и сюда не входили случаи массовых аварий. То есть если в происшествии участвовало 3 автомобиля, то условия страхования предписывали обращаться в СК виновника. Это создавало определенную путаницу, поэтому с 2017 года были внесены изменения в п. 3.15 Правил. Теперь появилась возможность требовать прямого возмещения убытков (т. е. обращаться с заявлением к своей СК), если в столкновении участвовали 2 и больше ТС.
Несколько изменилась процедура требования возмещения в случае, если страховая фирма обанкротилась. Ранее, как только в отношении страховщика применялись меры, применяемые в деле о банкротстве, потерпевший мог направить требование о компенсации страховщику виновника. Теперь это возможно только в случае принятия соответствующего решения арбитражным судом.
Отмена денежного возмещения
Наиболее спорное и глобальное изменение в Правилах страхования авто, конечно же, касается того, что законодатели отменили денежное возмещение, которое ранее получали все, кто попал в ДТП. На данный момент понятие «страховые выплаты» вообще было ликвидировано из Положения №431-П, а вместо него теперь применяют понятие «страховое возмещение».
Между тем, выбрать способ компенсации (денежный или в виде ремонта) могут все, кто не является собственником авто, зарегистрированного в РФ. В документ так же введен новый пункт 4.17.1, в котором обосновывается, что для граждан РФ возмещение производится на основании п. 15.2, 15.3 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО». Если коротко, то для всех граждан России, у которых автомобили зарегистрированы здесь, возмещение теперь производится только либо путем организации «восстановительного ремонта», либо путем его оплаты.
Но исключение тоже предусмотрено, и тут Правила ОСАГО ссылаются на ст. 12 п. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО». Именно здесь перечислены те ограниченные случаи, когда гражданин РФ может рассчитывать на выплату денежной компенсации.
Восстановительный ремонт
Теперь при возмещении вреда страховщик обязан выдавать в срок до 20 дней (по п. 4.22) направление для проведения восстановительного ремонта.
Если потерпевший воспользовался своим правом, изложенным в п. 15.3 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», и хочет произвести ремонтные работы в известной ему СТО, а не предложенной страховщиком, то он должен следовать рекомендациям, изложенным в п. 4.17.2 Правил. Для этого в заявлении потребуется указать полные данные станции тех. обслуживания, ее место нахождения, а также реквизиты для перечисления средств для организации восстановления. Ответ о возможности ремонта в выбранном СТО или об отказе в согласовании СК обязана направить страхователю в период 15 рабочих дней. Не допускается просто сообщение по телефону, обязательно должно быть именно письменное уведомление.
Если же был получен отказ, то в дальнейшем выбор подходящей станции обслуживания основывается на стандартных правилах, предъявляемых к СТО – они изложены в п. 15.2 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО». Это значит, что ее будут выбирать, исходя из критериев доступности к месту жительства пострадавшего.
Требования к ремонту
В Правила ОСАГО была добавлена целая новая глава №6, которая полностью посвящена требованиям к проведению восстановительного ремонта. Вот основные положения и особенности каждого пункта:
- П. 6.1 регулирует тот срок, в течение которого СТО обязана провести ремонтные работы. Он ограничивается 30 рабочими днями. Отсчет этого периода ведется с того момента, когда пострадавшая сторона передала ТС страховой компании и та транспортировала его к выбранному месту технического обслуживания. Датой окончания работ признается та дата, когда потерпевший подписал акт приема-передачи. Всего такой документ составляется в 3 экземплярах, соответственно, для каждой из сторон – потерпевшего, СТО и страховщика.
- П. 6.2 устанавливает максимально возможное расстояние от места ДТП или жительства потерпевшего (в зависимости от того, где находится поврежденное ТС) до СТО. Страховщик обязан предложить ту станцию, до которой длина маршрута будет не выше 50 км, и проходить он будет по дороге общего пользования. Если же транспортировать автомобиль будет сам страховщик, либо процесс будет оплачен им, то возможен выбор и более отдаленных СТО. В этом случае транспорт компания обязана доставить к месту жительства пострадавшего и после того, как ремонт будет окончен.
- П. 6.3. Если в дорожном происшествии пострадал новый автомобиль, которому не исполнилось 2 лет с момента выпуска, то восстановительный ремонт проводят у того дилера, который занимается сервисным обслуживанием этого вида транспортных средств. Оплата за него полностью ложится именно на плечи обслуживающей компании, которая заключила договор с импортером этой марки либо производителем.
Порядок разрешения споров
Глава 5 ранее содержала только порядок разрешения споров, теперь же добавили еще порядок взаимодействия между СТО, пострадавшим и страховщиком на тот случай, если были обнаружены какие-либо недостатки в произведенном восстановительном ремонте.
Потерпевшая сторона получила еще одно основание для отправки претензии страховщику, которое изложено в п. 5.1. Теперь СТО обязана соблюдать сроки ремонта транспорта, а по его окончании передать автомобиль собственнику. При нарушении требования о сроках либо каких-либо иных обязательств, касающихся организации ремонта, пострадавший может незамедлительно подать претензию в страховую компанию.
Давайте рассмотрим основные ситуации, по которым между СК и страхователем могут возникнуть споры, а также как можно их разрешить:
- Если по результату проведения ремонта у гражданина возникли претензии по его качеству или качеству работы отдельных деталей, то обязательно это важно отразить в акте приема-передачи. Если же человек попросту подпишет его, то это будет означать, что он не имеет претензий.
- На восстановительные работы существует гарантийный срок, который прописывают в акте приема-передачи. Если же в течение этого времени будут обнаружены какие-либо нарекания, то сторона обязана, по п. 5.1 Правил, направить в СК претензию. На этом основании в ближайшие 5 суток от получения этого документа страховой фирмой организовывается осмотр ТС. Потерпевший обязан будет в определенную дату и время доставить машину в обозначенное место осмотра. При этом от СТО страховщик вправе привлечь сотрудника, занимавшегося ремонтом, и вместе с ним провести процедуру.
- По результату проведенного осмотра обязательно составляется отдельный акт, в котором отражается то, были или не были ли найдены обозначенные пострадавшим недостатки. В случае их обнаружения так же делаются выводы о том, возможно ли путем повторного ремонта устранить их. Если да, то вместе с документом об осмотре будет получено новое направление на восстановительный ремонт. Иногда могут оформить мировое соглашение, если гражданин выбрал денежную компенсацию.
- В случае, когда организация повторного ремонта бессмысленна, поскольку выявленные недостатки невозможно устранить, то такая ситуация решается по п. 15 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО». Это означает, что страховая компания выплатит сумму недостатков, а не будет выдавать направление на ремонт.
Вот такие достаточно изменения были внесены в известный автомобилистам документ о Правилах ОСАГО. Были внесены и небольшие правки, касательно внешнего вида полиса, и достаточно глобальные, как замена денежного возмещения и отмена справок о дорожном происшествии. Очень важно регулярно следить за обновлениями основных документов об автостраховании, чтобы всегда знать о своих правах и не допустить их нарушения.