Как страховые компании производят оценку ущерба авто после ДТП

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?
ДаНет

Наличие страхового полиса дает некую гарантию страхователю после ДТП, но не избавляет его от необходимости тщательно участвовать во всех послеаварийных процедурах. Так, оценка ущерба – важнейший этап, на котором определяется сумма страховой компенсации. Страховщик заинтересован уменьшить ее размер, а страхователь увеличить. Как отстоять свое право на получение выплаты в полном объеме?

Общие положения

Если произошло ДТП, надо незамедлительно вызвать ГИБДД для составления документов. Их (а именно – справку и извещение о ДТП, а также отказ в возбуждении уголовного дела) надо представить в страховую. При получении документов компания назначает независимую экспертизу для оценки состояния транспортного средства и, соответственно, определения размера компенсации.

Эксперт должен выполнить тщательную проверку автомобиля и составить заключение для страховой. В нем указывается перечень повреждений и суммарный размер страховой выплаты. Страхователь обязан только предоставить автомобиль на проверку, а также указать банковские реквизиты, куда страховщик может перечислить компенсацию. Также деньги могут быть получены через кассу компании или путем перечисления на счет организации, занимающейся проведением ремонта ТС.

С 2014 года при установлении размера ущерба все эксперты (независимые и сотрудничающие со страховщиками) должны пользоваться Единой системой оценки. Она представляет собой формулу расчета стоимости ремонта.

От чего зависит размер компенсации?

Размер ущерба зависит от следующих критериев:

  1. Коэффициент износа. Этот показатель не учитывается только при восстановлении элементов безопасности, при неисправностях которых эксплуатировать авто запрещено. Речь идет о тормозной и рулевой системах, элементах оптики, подушках и ремнях безопасности. Индивидуальные коэффициенты применяются к тем деталям или элементам, которые изношены сильнее, нежели должны в соответствии с возрастом.
  2. Возраст ТС. Рассчитывается начиная с года эксплуатации. Например, машина была произведена в 2009, а продана только в 2011 году. Именно с 2011 года будет рассчитан возраст авто.
  3. Пробег ТС. Определяется по электронному счетчику пробега.

Страну-производителя в формулу не включили в связи со сложностями определения места, где именно авто было собрано. Это связано с тем, что у крупных производителей в каждой стране есть достаточно много представительств, занимающихся сборкой ТС.

Цены на запчасти внесены в единый справочник. Актуальность данных в нем обновляется 1 раз в полугодии. К сожалению, некоторых деталей в этом справочнике нет. Их стоимость в подобных ситуациях оценивается вручную. По этой причине в дальнейшем и могут возникать споры между страховщиком и страхователем.

Процедура вроде бы правильная, но не нужно терять бдительность, так как независимая экспертиза не всегда оказывается таковой на деле. Поскольку очень часто оценка авто после ДТП осуществляется фирмой, сотрудничающей со страховщиком. Такие организации, в первую очередь, руководствуются интересами фирмы-партнера, а не пострадавшей стороны. А как известно, страховщики идут на все, чтобы минимизировать свои расходы.

Варьировать оценкой ущерба по ОСАГО можно благодаря такому субъективному понятию, как износ деталей, подлежащих замене. Многие эксперты просто завышают этот показатель. И в результате, денег для полноценного ремонта авто не хватает. Как показывает практика, эксперты, сотрудничающие со страховой компанией, занижают реальную стоимость ущерба в 1,5-2 раза.

Ранее у автовладельцев была возможность обращаться к услугам независимых экспертных организаций – чем они и пользовались довольно часто. Однако на данный момент такая возможность утратила свою актуальность. То есть проводить независимую экспертизу можно, но ее результаты во внимание судом не принимаются (пункты 11 и 13 статья 12 «Закона Об ОСАГО»).

Оценка ущерба экспертом

Как страховая компания оценивает ущерб после произошедшего ДТП? Вся процедура проходит в такой последовательности:

  1. Оповещение автовладельца обо всех нюансах проводимой процедуры.
  2. Определение места и времени проведения осмотра ТС.
  3. Приглашение посредством телеграммы виновника происшествия для присутствия на оценке результатов аварии. Если он живет в том же регионе, то известить его надо не позднее, чем за 3 дня, если в другом – за 6 дней до экспертизы. Оценка происходит в присутствии и представителя страховой фирмы. При необходимости можно пригласить сотрудника ГИБДД.
  4. Подготовка автомобиля ее владельцем. Она должна быть чистой, крышка багажника и капот должны открываться, а сам багажник должен быть пустым.
  5. Осмотр машины с повреждениями и составление акта с приложением фотографий.
  6. Расчет размера страхового возмещения.
  7. Составление и передача клиенту отчета о проведенной экспертизе.

При подозрении на наличие скрытых дефектов, полученных при ДТП, автомобиль разбирается. Для этого место осмотра нужно перенести в СТО (по предварительной договоренности).

Зачастую страховщики отказываются от выплаты компенсации, обосновывая это тем, что повреждения были получены раньше, а не во время данного происшествия. Доказать обратное автовладелец может, только заказав трасологическую экспертизу. Если предстоит судебное разбирательство, все затраты, в том числе и на такую экспертизу, будут удержаны с проигравшей стороны. Экспертиза же по направлению страховой осуществляется бесплатно.

Сумму, превышающую данный размер компенсации, можно требовать от виновника происшествия или от его страховщика.

Но в любом случае, покрыть весь ущерб целиком вряд ли удастся. Поскольку повреждение оценивается с учетом износа каждой детали. Как правило, автовладелец получает от 50 до 90% от реальной суммы, необходимой для полноценного ремонта.

Не спешите приступать к ремонту до тех пор, пока экспертная компания не выдаст заключение и не высчитает нанесенный автомобилю вред.

Права автовладельца

Если страховая выплатила страхователю недостаточную для восстановления транспортного средства сумму, автовладелец может отстоять свое право на всю компенсацию через суд. Вот еще какими правами обладают страхователи, попавшие в происшествие:

  1. Вернуть вознаграждение, уплаченное страховому агенту.
  2. Получить денежную компенсацию от страховщика в размере до 50% от недоплаченной суммы.
  3. Вернуть деньги, потраченные на проведение технической экспертизы.

Считаем, что отстаивать свои права в суде можно и даже нужно. Вы потратите свое время и силы, но получите причитающуюся компенсацию в полном объеме. Кроме того, вы сможете рассчитывать на возмещение морального вреда и покрытие всех сопутствующих и судебных издержек.

Максим Алексеевич/ автор статьи
Высшее юридическое образование. Более 20 лет опыт работы в органах внутренних дел.
Понравилась статья? Сохраните для себя в социальных сетях::
ZakonIAvto.ru
Обсуждения и вопросы: 10
  1. Елена

    Здравствуйте! Полтора года назад произошло ДТП, в котором я была признана виновной стороной, т.к. совершила наезд на стоящий на пути следования (в туннеле слева) автомобиль. Участник стоящего автомобиля был признан виновным за то, что стоял в неположенном месте, я — за то, что его подбила. Не подбить его возможности не было с учетом видимости места, где он встал (на пути, даже не подвинулся влево на обочину) и погодных условий. Сейчас его КАСКО преддъявляет ко мне претензии, требуя возместить расходы, которые сверх моего ОСАГО. Я даже была не в курсе, что там и какие суммы. Ни на какие экспертизы меня не приглашали, прошло 1,5 года. Просто выставили счёт, мол наш сервис насчитал столько. Оплачивайте. Да, есть подозрения, что то была реальная подстава на дороге, возможно хотел за счёт КАСКО что-то отремонтировать, т.к. автомобиль у него не новый и по дополнительным признакам — человек тогда начал звонить просить денег, мы сказали только через суд. И помощь мне не оказал — даже не подошел. И всё затихло на 1,5 года. Как можно защитить себя от возможного мошенничества? Понятно, что прямых доказательств у меня нет. Но на экспертизу страховой меня не приглашали, независимой экспертизы не было, там что-то они между собой порешали. И просто выставили счёт. Какая вообще процедура оценки по КАСКО? Всегда ли виновен тот, кто подбивает сзади или можно доказать, что было создано намеренное препятсвие, реально угрожающее жизни?
    Спасибо!

    1. Анна - Дежурный юрист
      Елена, у СК есть 3 года на выставление регрессного требования. Но из вашего письма я могу предположить, что они регламент все же нарушили, поэтому можно попробовать побороться. Я вам на почту свой контакт скинула — давайте свяжемся, более подробно расскажете мне, шансы оценим и тогда уже примем решение обжаловать или нет.
      С уважением, Ваш юрист — консультант!
  2. Юлия

    Здравствуйте! Я не согласно с суммой ущерба, которую мне насчитала стразовая компания. Расчет мне не выдают, говорят, что законом не предусмотрено выдать расчет пострадавшей стороне. Как мне дальше с ними бороться? Также не было осмотра внутренних повреждний авто.

    1. Анна - Дежурный юрист
      Юлия, если экспертиза не проводилась и с установленной суммой ущерба вы не согласны, то обратитесь с исковым заявлением в суд с требованием о проведении экспертизы в рамках судебного дела. Только предварительно направьте досудебную претензию в страховую компанию. В ней изложите свои доводы, почему вы не согласны. Не проводите экспертизу за свой счет, так как суд просто не примет ее во внимание.
      За правильным оформлением и досудебной претензии и искового заявления можете к моим коллегам обратиться по телефону.
      С уважением, Ваш юрист — консультант!
  3. Андрей

    Подскажите пожалуйста, жду оценщика со страховой виновника ДТП. По какой цене он будет оценивать поврежденные детали моего авто? Авто у меня старых годов, но запчасти дорогие. Интересуюсь пока, а потом уже посмотрим нужна ли будет помощь юриста.

    1. Максим Алексеевич (автор)

      Оценщик должен руководствоваться справочником РСА, в котором установлены средние цены запчастей, материалов и нормочасов для устранения дефектов. Вы можете самостоятельно рассчитать примерную цену с учетом повреждений, воспользовавшись онлайн-калькулятором на сайте РСА

  4. Дима

    Мою машину повредила гражданка Монголии, у неё нет страховки, возмещать отказывается. Что делать?

    1. Екатерина - Дежурный юрист
      В первую очередь вызывать на место происшествия ГИБДД, чтобы сотрудники зафиксировали дорожное происшествие. Так как страховки у виновницы нет, то взыскать средства можно только через суд. Проводите независимую экспертизу и подаете иск по месту регистрации в РФ виновницы аварии или по месту ДТП. Проблема в том, что если гражданка уедет в Монголию, вам придется обращаться в суд этой страны с заявлением о признании действительным решения российского суда в соответствии с «Конвенцией о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам». И только после этого просить у суда исполнительный лист. В любом случае вероятность получения каких-то средств небольшая.
      С уважением, ваш юрист!
  5. Татьяна Сергеевна

    Подскажите пожалуйста, мы попали в ДТП по нашей вине. Пострадавшая машина дорогая. Сейчас он звонит и говорит, что наша страховка полностью не оплачивает его ремонт, требуя от нас возместить его. Законно ли это? Досудебной претензии вроде бы нет, все только на словах.

    1. Екатерина - Дежурный юрист
      Если страховка не покрывает сумму ущерба, то действительно виновная сторона оплачивает сумму превышения. Если потерпевшая сторона просто поехал и произвел ремонт без предварительного проведения экспертизы, то ему сложно будет у вас даже по суду потом возмещение истребовать.А если провел предварительную экспертизу и вы с ней не согласны, то пусть через суд истребует, а вы ходатайствуйте на проведении независимой оценке.
      С уважением, ваш юрист!
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности.

Adblock
detector