Попадая невольно в аварию по вине другого автомобилиста, водитель вправе рассчитывать на страховую компенсацию по ОСАГО. Однако, сумма выплаты зачастую меньше предполагаемой. Чтобы разобраться в ситуации и знать свои права на компенсацию, необходимо знать, как считается износ по страховке ОСАГО.
Что такое износ по ОСАГО
Под износом деталей по страхованию автогражданской ответственности понимают процесс, наблюдаемый при использовании автомобиля. Выплаты по ущербу от ДТП считаются с учетом того, насколько изношены были элементы авто к моменту происшествия.
Определить показатель поврежденного элемента можно, приняв во внимание следующие параметры:
- Возраст транспортного средства и длительность периода эксплуатации. Иногда год выпуска не соответствует году начала эксплуатации.
- Пройденный километраж.
- Особенности состояния шин (высота протектора, рисунка, длительность использования и другие характеристики).
Обоснованием для расчета по конкретной детали служит только потребность замены. Если возможно восстановление и ремонт поврежденного узла, процедура учета не проводится.
Как показывает статистика страхования, средний ежегодный износ составляет 8-15% от начальной цены элемента авто.
Как и кем проводится расчет
Владелец обязательного полиса ОСАГО выбирает, какой способ компенсации предпочтительнее:
- ремонт за счет страховщика;
- получение денежного возмещения (теперь возможно только в исключительных случаях).
Независимо от выбранного способа, расчет страхового покрытия будет учитывать естественный износ деталей, которые потребуется заменить. Согласно принятым нормативам, амортизацию не могут определить больше ½ стоимости запчастей, пришедших в негодность во время ДТП.
Затраты, требуемые на ремонт автомобиля, определяются на основании перечня, установленного по Единой методике Центробанка. Благодаря смете, устанавливают наиболее точный размер расходов, на которые можно рассчитывать для возврата машины в такое же состояние, какое было до аварии.
Следующие правила помогут сориентироваться в расчетной сумме компенсации:
- элементы, которые не вышли из строя в момент аварии, а до него — не входят в статьи расходов для назначения выплаты;
- для составления точного списка деталей, пришедших в негодность из-за ДТП, важно провести первый осмотр сразу после наступления страхового случая, однако далее могут потребоваться дополнительные исследования;
- чтобы определить сумму затрат на приобретение новых деталей, в учет принимаются цены на момент ДТП, действующие в регионе, где произошла авария;
- расходы на закупку деталей рассчитывают с учетом потери части функциональных свойств и ресурсов, в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- оплата работ сервиса, закупка комплектующих, новые элементы на замену также входят в список компенсируемых расходов, однако не стоит рассчитывать на внесение усовершенствований и модернизацию авто за счет страховой выплаты.
Определять процент износа автомобиля может только уполномоченный специалист-эксперт из агентства, сотрудничающего со страховой компанией. Данный факт служит основанием для предъявления претензий от множества автомобилистов, повредивших транспорт не по своей вине. Причиной жалоб чаще всего служит недостаточность выплаты для качественного ремонта.
Разбор ситуации с самостоятельным определением износа автомобиля по ОСАГО позволит урегулировать вопрос со страховщиком.
На какие детали износ не распространяется
Не все повреждения учитываются, исходя из своей изношенности. Перечень деталей, по которым не рассчитывается износ, состоит из:
- подушки/ремни безопасности;
- крепления для фиксации детей;
- тормозная система полностью;
- детали, имеющие отношение к рулевому управлению.
Не начисляется также показатель по сцепным устройствам. Все, что не входит в этот список, должно учитывать естественное старение в результате использования машины. Детали без износа по ОСАГО утверждены ЦБ РФ в приложении 7 Постановления о порядке расчета.
Формула расчета
Чтобы определить показатель степени изношенности узла используется особая формула (см. постановление № 432 от 19.09.2014).
Расчеты ведутся в процентах, с использованием нескольких показателей. Точный расчет износа включает следующие критерии:
- дату начала эксплуатации;
- дату страхового случая;
- тип застрахованного авто;
- пробег;
- высота протектора.
Информация о начале использования машины указана в ПТС, а если точная дата не определена, за исходную точку берут 1 января. Дата страхового случая определяется по документу из ГИБДД (справка, извещение о происшествии).
Определить показатель учета износа запчастей, пострадавших в ДТП, можно через онлайн-калькулятор износа.
В формуле расчета естественного старения комплектующего элемента для транспорта используется основание натуральных логарифмов (значение е ≈ 2,72), а также следующие величины:
- ΔT – коэффициент влияния длительности использования поврежденной детали, узла, агрегата;
- Tки— период срок эксплуатации;
ΔL– коэффициент износа по пройденному километражу с использованием расчетной детали; - Lки – пройденный до аварии пробег ТС.
Рассчитать коэффициенты помогут данные из Приложения 5 к Единой методике.
В процессе расчета действует ограничение максимального показателя. Это вызвано стремлением страховщиков увеличить естественную изношенность до момента аварии, чтобы исключить его из выплаты, минимизируя размер компенсации. Чтобы воспрепятствовать учету 95-процентного показателя, в 2017 году был установлено предельное значение в размере 50%.
Даже, если реальная изношенность превысила половину стоимости, расчетное значение будет 50%. Увеличить эту цифру допустимо только в случае выявления следов коррозии или повреждений, оставшихся от другого ДТП. В результате максимальная сумма повышается еще на 25-45%. Снизить степень можно, предоставив доказательства, что вышедший из строя элемент менялся на новый до наступления ДТП.
Изменения в ОСАГО 2017
Важные изменения по реализации страховой защиты ОСАГО произошли в марте 2017 года, когда Госдумой был утвержден закон, обязующий автостраховщиков ремонтировать поврежденные застрахованные автомашины. Начиная с этого момента компенсации не могут быть выплачены в денежной форме.
Более того, поврежденные запчасти будут меняться на новые, без учета износа механизмов. Если держатель страховки гражданской ответственности согласен, ему установят взамен вышедших из строя изношенных элементов аналогичные, но бывшие в употреблении.
При превышении стоимости ремонта размера страховой выплаты, автомобилист компенсирует недостающие средств из своего бюджета.
Новые в страховом законодательстве положения призваны учитывать интересы страхователей, уменьшая их доплаты. Однако практика покажет, насколько эффективны были меры по отказу от денежных выплат. Новые положения пока не действуют для тех полисов, которые были оформлены до марта, т. е. до принятия закона.