Предоставление услуг по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности является не самым выгодным вариантом для страховщиков. Однако они обязаны предоставлять данные услуги любому желающему, поэтому их расчёты стоимости ремонта машины часто оказываются заниженными.
Если подобное происходит, добиться выплаты полной суммы поможет независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО.
Когда проводят независимую экспертизу
Как правило, после аварии пострадавший обращается в страховую компанию виновника за возмещением убытков, понесённых при ДТП. Он предоставляет страховщикам свою машину, и они, на основании её осмотра, оценивают полученные повреждения и назначают сумму выплаты. Если хозяин автомобиля считает, что получившаяся цифра занижена, он имеет право обратиться к независимым экспертам, чтобы они оценили состояние его авто.
Если есть желание либо необходимость получить деньги быстро, то проведение независимой экспертизы не нужно, поскольку она сильно затянет процесс выплаты компенсации. Однако в таком случае полученная сумма, вероятнее всего, будет на порядок меньше реальной стоимости ремонта.
Автоэкспертиза может быть проведена и после получения возмещения от страховой компании. Однако на момент осуществления этой процедуры машина должна находиться в том же состоянии, в котором она была после ДТП. То есть ни в коем случае нельзя ремонтировать автомобиль до проведения независимой экспертизы.
Независимая оценка может быть произведена только после обращения в страховую компанию. В противном случае страховщиком может быть отказано в выплате компенсации на абсолютно законных основаниях.
К помощи экспертов можно прибегнуть и в том случае, если есть споры по поводу того, кто именно являлся виновником аварии. Осмотр повреждённого транспортного средства сможет прояснить этот момент.
Законы, регулирующие процедуру
Независимая экспертиза ОСАГО должна проводиться в соответствии с законодательством. Все правила и условия её осуществления регулируются следующими нормативными актами:
- Федеральный закон «Об ОСАГО» (№40-ФЗ), статья 12.1. Здесь содержатся основные положения, касающиеся проведения процедуры, изложены её цели и задачи;
- Положения Банка России №432-П и №433-П устанавливают правила осуществления экспертизы, определяют методы её проведения и дальнейших расчётов.
- Приказ Минтранса №277 содержит перечень требований, предъявляемых к экспертам. В нём же указаны основания, на которых они могут быть лишены права заниматься независимой оценкой. Кроме того, к приказу приложены образцы актов и заключений, которые рекомендуется использовать экспертным фирмам.
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности» (№135-ФЗ) также описывает требования, предъявляемые к оценщикам. В нём же прописано, какие санкции ждут недобросовестных экспертов.
Правила проведения
Существуют строго регламентированные правила относительно того, кто именно может осуществлять независимую экспертизу после ДТП. В первую очередь, это требования к экспертам:
- Эксперт обязательно должен иметь техническое образование (профильное высшее и дополнительное), причём именно в авто-сфере. Допустимые специальности – эксперт-техник по ОСАГО, по техническому контролю и диагностике машин и мотоциклов, по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
- Так же он должен пройти специальную аттестацию и быть внесён в официальный государственный реестр, с которым можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции. При отсутствии у человека аттестации, результат его экспертизы будет недействителен.
- Оценщик должен регулярно проходить переаттестацию в министерстве транспорта.
- Эксперт обязан знать требования закона к порядку и методикам проведения экспертизы.
- Экспертная компания должна иметь специальный полис страхования ответственности, в противном случае её деятельность будет считаться незаконной.
Из законных экспертов стоит отдать предпочтение тем, кто прошёл ещё и аттестацию Российского Союза Автостраховщиков. Она добровольна и её прохождение гарантирует, что специалист квалифицирован проводить экспертизу именно для страховых выплат по ОСАГО.
Для того чтобы экспертиза была действительно независимой, её не имеют права проводить люди, связанные с какой-либо из сторон спора. Это сотрудники, клиенты или учредители страховой компании либо близкие родственники потерпевшего. Причём если говорить об экспертной компании, то никто из перечисленных лиц никак не должен быть с ней связан.
С экспертной фирмой необходимо заключить договор. В нём обязательно должны быть указаны дата и время проведения экспертизы, а также данные того человека (или людей), который будет ее осуществлять. Кроме того, в этот документ вносятся основания, на которых проводится процедура, подробное описание аварии, характеристики повреждённого авто и наименование страховой компании. И, конечно же, прописывается стоимость услуг оценщиков.
Независимая экспертиза по ОСАГО должна проходить в присутствии всех участников спора. В связи с этим следует уведомить о её месте и времени представителей страховщика, а также других участников аварии. Осуществляется такое уведомление, как правило, с помощью отправления по почте заказного письма.
Необходимо сохранить у себя квитанции об оплате отправления, чтобы в случае неявки кого-либо из заинтересованных лиц, иметь доказательства того, что с вашей стороны были все юридические формальности соблюдены.
Как проходит независимая экспертиза
В первую очередь необходимо обратиться в выбранную экспертную компанию и:
- предоставить ей документы на машину и справку о том, что произошло ДТП;
- предоставить бумаги, выданные страховой компанией (расчёт размера компенсации и акт о наступлении страхового случая);
- согласовать место и время проведения экспертизы;
- заключить договор.
После этого вы уведомляете заинтересованных лиц о том, где и когда будет производиться процедура. Дальше необходимо предоставить свою машину для осмотра. Она должна быть чистой, а в багажнике не должно находиться никаких предметов. Всё это облегчит оценку состояния автомобиля и поможет избежать ошибок. Необходимо предупредить представителя компании, если у машины не открывается багажник или капот.
Различными нормативными документами предусмотрен следующий порядок проведения независимой экспертизы:
- Эксперт (либо группа экспертов) внимательно осматривает машину. Уделяется внимание каждой детали, выискиваются неочевидные повреждения. Так же определяется степень износа авто в целом и отдельных его запчастей. Проводится фиксация процесса на фото и видео. На основании всего этого составляется специальный акт.
- Производится расчёт цены, в которую обойдётся приведение машины в нормальное состояние. В итоговую сумму включается стоимость всех работ по ремонту, деталей, которые необходимо заменить и материалов, которые будут использованы в процессе.
- Определяется утрата товарной стоимости машины. Это не обязательный пункт, однако, в некоторых случаях он бывает полезен.
- Определяется рыночная стоимость машины до попадания в ДТП. Это может быть необходимо, если восстановить автомобиль невозможно либо ремонт слишком дорог, а потому экономически нецелесообразен.
- Производится расчёт цены годных остатков. Это важно в том случае, когда машина не подлежит ремонту.
Средний срок, который занимает вся эта процедура, составляет от пяти дней до недели. По её результатам клиент получает на руки (как правило, после оплаты) все необходимые бумаги. Кроме экспертного заключения, являющегося основным документом, может быть выдан акт осмотра и бумага, в которой подробно показано, как именно была посчитана полученная сумма возмещения.