Цель работы любой страховой компании — снижение страховых выплат и увеличение собственной прибыли. Одна из наиболее востребованных услуг на рынке – страхование автогражданской ответственности, покрывающее ущерб пострадавшей в ДТП стороне. Несмотря на все ухищрения, водитель имеет полное право требовать выполнения взятых обязательств в полном объеме, в соответствии с законодательством и пунктами договора. Но прежде чем обращаться в суд с иском о занижении выплаты страховщиком, необходимо пройти процедуру досудебного регулирования споров.
Порядок досудебного регулирования споров
Если автомобилист не согласен с суммой страхового возмещения по ОСАГО, досудебное урегулирование позволит разрешить ситуацию со страховщиком без разбирательства в суде. Только если урегулирование было безрезультатным, автомобилист имеет право подать жалобы по увеличению размера выплат в суд. Данное положение введено в 2014 году, когда были утверждены изменения в ФЗ «Об ОСАГО».
Правило затрагивает интересы всех автовладельцев, заключивших договор с СК с сентября 2014 года.
Досудебный порядок рассмотрения иска по поводу выплаты ОСАГО регулируется статьей 16.1 данного закона, в которой ясно указывается о возможности принятия судом иска к рассмотрению только после прохождения процедуры досудебного урегулирования. Согласно ст. 222 ГПК, если факт отсутствия досудебной претензии по ОСАГО установлен в процесс разбирательства в суде, рассмотрение иска будет остановлено. В связи с этим, к обязательным документам, представляемым в суде, относят бумаги, свидетельствующие о попытках гражданина уладить вопрос с ответчиком по иску.
Статья 222. Основания для оставления заявления без рассмотрения
Суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если:
истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора
Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО направляется в письменной форме. В обращении страхователь описывает обстоятельства дела и причины несогласия с выплаченной суммой. В качестве приложения может быть использовано заключение независимого оценщика и информация о реквизитах для перечисления суммы, если страховщик решит удовлетворить просьбу заявителя.
Спустя установленный по закону срок, должен быть получен официальный ответ об удовлетворении ходатайства страховщиком либо об отказе выполнить доплату. Он обязателен для любой фирмы.
Случаи использования
Досудебная претензия по ОСАГО относится к первичной документации, составляемой при спорах вовлеченных сторон. Инициирование процесса урегулирования обоснованно в ситуациях, когда:
- Сумма выплаты ниже фактической стоимости нанесенного вреда.
- Налицо уклонение от законных выплат.
- Наблюдается намеренное затягивание сроков.
Последний пункт легко доказуем в суде, ведь закон отводит строго ограниченный период времени на получение ответа и от страховщика. Если компания нарушит сроки выплаты компенсации, оплачивается дополнительно неустойка.
Среди обоснований требования, наиболее часто фигурирующих у заявителя, можно встретить следующие ситуации:
- Сумма причиненного ущерба превышает установленное страховщиком ограничение, т. е. компенсируется слишком мало денег.
- При наличии нескольких пострадавших, общая сумма, требуемая для покрытия урона, больше, чем лимит выплат, установленный страховой компанией.
- Виновная в аварии сторона не заключила договор об автостраховании.
- Компания виновной стороны настаивает, что причина нанесенного ущерба заключена в поломке автомобиля противоположной стороны.
Существует множество других различных ситуаций, при которых страховщики занизили выплаты по страховке, далекие от реальных затрат на ремонт.
Куда и как подавать досудебную претензию?
Так как подать претензию можно не только страховщику, следует знать, что ответчиком может выступить физическое лицо, которое виновно в ДТП.
Если претензия по ОСАГО направляется виновному водителю (когда выплаченная сумма недостаточна для восстановления авто после аварии), то письменную жалобу можно подавать по почте заказным отправлением по адресу регистрации виновника аварии. Уведомление, подписанное виновным лицом при получении письма, станет подтверждением, что обращение истца было получено.
Если обращение отправляется страховщику, документ передают сотруднику компании лично или заказным отправлением. Чтобы иметь подтверждение факта передачи досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО при личном посещении офиса, следует захватить второй экземпляр обращения, на котором принимающий документы сотрудник поставит свою роспись и сделает отметку о дате получения. Страховщик может предложить заполнить собственный бланк досудебной жалобы, утвержденный внутренними правилами компании.
Образец досудебной претензии: правила составления
Чтобы не иметь нареканий к документу, необходимо соблюсти некоторые требования, обязательные для юридически значимого документа подобного типа. Пример документа должен содержать:
- Точное название фирмы-страховщика.
- Полная информация о потерпевшей стороне (ФИО, местонахождение).
- Перечисление требований, которые по мнению потерпевшего водителя, должны быть исполнены страховщиком. Каждая жалоба должна быть подтверждена ссылками на законодательство, на основании которых возникло право требования.
- Информация о расчетном счете, реквизитах банка, куда необходимо будет выплачивать недостающую по страховке сумму.
- Если водитель планирует получить средства наличными из кассы, об этом также необходимо упомянуть в заявлении.
Когда претензию в страховую компанию отправляет юрлицо, вместо ФИО и адреса прописки указывают точное наименование организации и адрес ее местонахождения. В остальном, составление претензии страховой будет аналогично заявлению от физлица. Образец претензии, который может быть размещен на информационных стендах, поможет в правильном оформлении документа.
Перечень прилагаемых документов
К заявлению об регулировании по выплате прикладывают следующие оригиналы или копии документов:
- гражданский паспорт;
- документ о регистрации собственности на заявителя;
- документ, свидетельствующий о праве на получение страховой компенсации;
- документальные подтверждения от инспектора ГИБДД, об обстоятельствах аварии, постановление о правонарушении, письменный отказ возбудить дело о совершенном правонарушении.
Сроки подачи и рассмотрения
Законом определен строгий претензионный порядок рассмотрения и длительность процедуры. Согласно принятому законодательству, потерпевшая сторона обладает правом подачи претензии в страховую компанию в 20-дневный срок после того, как страховка перечислена страховщиками. В свою очередь, СК обязана в течение ближайших 20 дней после обращения страхователя выдать положенную по закону сумму.
Определяя срок рассмотрения претензии, учитывают только рабочие дни, исключая праздники и выходные.
Если ответ на претензию так и не был получен в течение последующих 5 дней, водитель может на законных основаниях написать заявление в суд. Однако в большинстве случаев страховщики стараются договориться с водителем до суда, понимая, что судебные издержки лишь увеличат расходы компании. Если водитель выдвигает вполне обоснованную жалобу по ОСАГО, образец которой имеется в отделении, скорее всего, компания согласится с его требованиями.
Основания для отказа в удовлетворении претензии
Отказ в выплате ожидает водителя, если будут установлены следующие обстоятельства:
- обращение исходит не от лица, признанного потерпевшим;
- не предоставлен документ, подтверждающий право представления интересов потерпевшего в суде;
- нет документального обоснования требований;
- недостаточно информации для перечисления доплаты по страховке (если в заявлении указан безналичный способ компенсации).
Страховщик может отказать по различным другим причинам в перерасчете компенсации и по выплате страховки. Прежде, чем отказывать в выплате, страховщик должен знать, что следующий этап разборки дела – вызов повесткой в суд. Водитель, невиновный в порче авто в аварии, после того, как было выплачено недостаточно средств для ремонта и получивший отказ на жалобу, может со всеми основаниями рассчитывать на победу в суде.