Что делать, если не согласен с суммой выплаты по ОСАГО

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?
ДаНет

Размер страхового возмещения определяется страховой компанией по результатам технической экспертизы. И как же часто после его возмещения можно услышать от автовладельца, что он не согласен с суммой выплаты.

Оно и понятно: одно дело, когда речь идет о нескольких тысячах рублей, и совершенное иное – когда машина подлежит полному восстановлению, и понятно, что выплаченных ему денег не хватит даже на половину работы.

Что делать, если не согласен с суммой выплат по ОСАГО

Представим ситуацию: страхователь своевременно предоставил полный пакет документов в СК, доставил авто на экспертизу и с воодушевлением ждет, когда ему перечислят сумму для возмещения ущерба. В течение 20 дней после этого страховщик обязан выплатить деньги. Каково же будет удивление (но скорее возмущение) автовладельца, когда он увидит совершенно не ту сумму, на которую рассчитывал.

Страховщики очень часто занижают компенсации, но далеко не все страхователи решаются отстаивать свое право на получение выплаты в полном объеме. Дело это долгое и непростое, пусть и финансово выгодное. Тот, кто не согласен с выплатой по ОСАГО, но не знает, что делать, должен придерживаться определенной последовательности действий.

Проведение независимой экспертизы

Изначально надо убедиться, что страховая компания действительно занизила размер выплаты. Для это сначала надо ознакомиться с результатами технической экспертизы, проведенной по заказу СК. Конечно, отчеты об оценке страховщики предоставляют весьма неохотно. Но в ФЗ «Об ОСАГО»  написано, что каждый держатель страхового полиса имеет право ознакомиться с результатами диагностики авто.

Когда вы сумеете получить копию отчета об оценке, надо сравнить сумму, значащуюся там, с полученной от страховой. Если они отличаются, есть повод обратиться с претензией к СК. Если значения совпадают, можно поступить по одному из 2 сценариев:

  1. Согласиться с полученной выплатой.
  2. Если не согласен с выплатой, заказать дополнительную экспертизу.

Заказывать независимую оценку надо только после того, как аналогичная проверка будет проведена страховщиком, и страхователь получит деньги. Кстати, если вы не согласны с суммой выплаты по ОСАГО, это вовсе не означает, что вы не имеете права расходовать полученные средства. Снятие компенсации не является отказом для подачи иска в суд, поскольку претензия будет выставлена в адрес страховой только в отношении недоплаченного размера выплаты.

Итак, вы получили отчет независимого эксперта. Согласно ему, страховщик вам не доплатил n-ую сумму денег. Сразу же бежать в суд не стоит. Сначала надо попробовать решить вопрос со страховой мирно. Тем более, что это обязательное условие для подачи искового заявления.

Досудебная претензия

По сути досудебное урегулирование спорного вопроса выполняется «для галочки». Если СК решила занизить страховое возмещение, то вряд ли у автовладельца самостоятельно получится убедить ее изменить свою позицию. Однако с 01.09.2014 обращение в суд возможно только после составления и подачи досудебной претензии. Это требование содержится в Законе об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Подать досудебную претензию следует на протяжении 20 дней после истечения 20-дневного периода, в течение которого СК обязана выплатить страхователю компенсацию. Если автовладелец допустит просрочку, то это будет расценено, как нарушение порядка досудебного разбирательства. Передавать в СК претензию можно лично (при этом надо требовать проставления регистрационного номера на экземпляре заявителя) или заказным с уведомлением письмом (надо сохранить квитанцию об отправке).

Этот документ составляется в двух экземплярах. Вот образец. Обязательные пункты, содержащиеся в претензии:

  1. Сведения о сторонах страхового договора, месте и дате его заключения.
  2. Данные заявителя: ФИО, место прописки, реквизиты для перевода денег, контактный номер.
  3. Суть претензии. Необходимо подробно изложить суть дела: описать страховой случай, подробно остановиться на сумме, полученной от СК, результатах экспертизы и т.д.
  4. Обоснование размера претензии.
  5. Изложение своих требований с указанием срока их исполнения.
  6. Предупреждение о возможных последствиях. Важно указать, что если требования не будут исполнены, то вы непременно обратитесь в суд, и там уже СК придется оплачивать штраф, пеню и судебные издержки.

Иногда на этом этапе действия недовольного размером выплаты страхователя заканчиваются, поскольку страховщики знают, что в большинстве случаев суд становится на сторону истца. Но иногда встречаются и СК, которые идут до конца, даже зная, что в результате их ждет провал. Если вам «посчастливилось» встретиться именно с такой разновидностью компаний, составляйте иск и идите в суд.

Обращение в суд

Если никакие убеждения и предупреждения положительно не действуют на страховщика, подыщите юриста, специализирующегося на автомобильной тематике. В принципе, отстаивать свои интересы можно и самостоятельно. Но если вы уверены в своей правоте (а идти в суд следует только при этом условии), делать это совершенно бессмысленно.

В случае успеха все расходы, в том числе на оплату услуг юриста, будут оплачены проигравшей стороной.

Автоюрист поможет составить исковое заявление, соблюсти все процессуальные требования, подготовить полный пакет документов.

К иску необходимо приложить бумаги, составляющие доказательную базу нарушения законодательной нормы страховщиком, а именно:

  • досудебную претензию;
  • отказ в перечислении полной суммы по страховке;
  • квитанцию или выписку с расчетного счета о выплаченной компенсации;
  • отчеты об экспертизе и др.

Помимо этого прилагаются стандартные документы, такие как ПТС, СТС, паспорт заявителя, страховой полис и др.

Если после первого заседания страховая не идет на мировую, то вероятнее всего, будет назначена дополнительная экспертиза. Она инициируется судьей. Ее результаты станут решающими для вынесения окончательного приговора.

Разберем на реальном примере, сколько будет обязана выплатить СК в случае проигрыша в суде. Выплаченная сумма – 10 тысяч рублей. Всего по решению суда страховщик обязан был перечислить страхователю – 25 тысяч рублей. Значит, с него удерживается недоплаченная сумма в 15 тысяч рублей. Штраф составляет 50% от последней суммы, то есть 7,5 тысячи. Плюс пеня за каждый день просрочки в размере 1%. За один месяц – 4500 рублей. Итого страхователь получит 37 тысяч рублей, вместо 10. Страховая дополнительно пострадает еще и в части выплаты судебных расходов (оплата адвоката, судебной пошлины и др.).

Как видите, бороться за свои права, с одной стороны, сложно и долго, но с другой – выгодно.

Страховщик занизил сумму выплат

Чаще всего СК занижают выплаты по страхованию следующими способами:

  1. Направление транспортного средства на экспертизу в СТОА, заинтересованную в уменьшенной оценке объема повреждений. Чаще всего это станции, учрежденные страховщиком или аффилированные с ним.
  2. Убеждение автовладельцев в том, что повреждения были получены автомобилем еще раньше, в результате другого происшествия, а не рассматриваемого ныне страхового случая.

Помимо этого на вопрос страхователя, почему размер компенсаций явно занижен, могут быть получены какие угодно, удобные для компании ответы. Например, «машина старая, значит и износ большой», «эти детали еще раньше были отремонтированы (окрашены) после ДТП», «на такое авто низкий нормо-час» и др.

Все это отговорки, которые не надо воспринимать слишком серьезно. Лучше назначить экспертизу и действовать по описанному выше алгоритму.

Гибель авто (тотал)

Еще одна благодатная среда для уменьшения страховых компенсаций – признание гибели автомобиля. Иногда в результате серьезной аварии состояние автомобиля столь плачевно, что дешевле купить новый, нежели восстанавливать старый. Даже в такой, можно сказать прискорбной для автовладельца, ситуации страховщики умудряются занизить размер возмещения.

Каждая страховая организация определяет свой порог отнесения повреждений авто к тоталу. Для кого-то это 70%, для других 85% повреждений. Конкретные параметры определения гибели авто включаются в положения страхового договора.

Итак, если тотал признан, сколько автовладелец должен получить денег? По основному правилу страхователь должен получить компенсацию в размере, достаточном для восстановления авто, но в пределах максимально установленной суммы компенсации по ОСАГО (400 тысяч рублей).

Страховщики же и здесь пытаются уменьшить размер страховой выплаты. Чаще всего это происходит за счет оценки остатков авто. Если по собственному решению автовладелец оставляет себе то, что осталось от его авто, то СК обязательно захочет вычесть стоимость годных автомобильных остатков из общей суммы страхового возмещения. Однако такой подход совершенно незаконный, так как применим только при автостраховании КАСКО. Поэтому если СК уменьшает выплату за счет годных остатков, отправляйтесь в суд.

Если вы понимаете, что ваши права как страхователя на получение возмещения в достаточном объеме нарушены, действовать надо всегда в одной и той же последовательности. Сначала — экспертиза, затем — досудебное решение вопроса, а в завершении судебное разбирательство. Без него, к сожалению, довольно часто обойтись нельзя. В этом деле главное щепетильно отнестись к подготовке доказательной базы и действовать согласно вышеприведенной инструкции. Немаловажное значение имеет и выбор грамотного автоюриста.

Максим Алексеевич/ автор статьи
Высшее юридическое образование. Более 20 лет опыт работы в органах внутренних дел.
Понравилась статья? Сохраните для себя в социальных сетях::
ZakonIAvto.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности.

Adblock
detector