Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?
ДаНет

Зачастую после дорожного происшествия невозможно определить степень вины каждого из его участников и точно установить причины произошедшего. Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП заявляется лицами, заинтересованными в ее конкретных результатах.

Что это такое и для чего осуществляется подобная диагностика? Что она определяет, сколько времени занимает? Кто ее оплачивает? Узнаете дальше.

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Итак, основной вопрос — автотехническая экспертиза (АТЭ) при ДТП, что она устанавливает? Ответ: обстоятельства и причины аварии. Цель исследования —  оценка последствий дорожного инцидента. Это необходимо, чтобы:

  • определить степень вины каждого из участников ДТП;
  • собрать данные для статистических отчетов и прогнозов в области дорожных преступлений.

Если вторая цель не влияет на качество жизни конкретного человека, то первая зачастую определяет будущее водителя. Именно от результатов этой процедуры зависит, получит ли человек реальный срок или пострадает только материально.

Разновидности исследований

Можно выделить несколько классификаций АТЭ, в зависимости от определенных критериев:

  1. По объекту исследования бывают автоэкспертизы:
    • Обстоятельств дорожно-транспортной ситуации. Проводятся с целью определения времени, необходимого для остановки в ТС в конкретных условиях, как и с какой скоростью ехали машины, что могло помешать их нормальному передвижению, была ли вероятность избежать столкновения, случилось ли нарушение водителями ПДД и др.
    • Дорожных условий. Пзволяет установить состояние дорожного полотна, степень освещенности на участке происшествия, погодные условия в момент инцидента.
    • Технического состояния ТС. Выявляется соответствие работы машин в целом и отдельных элементов, причины и время возникновения неисправностей, возможность своевременно их устранить.
    • Автотовароведческие – определяют стоимость авто, годных остатков, реальный размер ущерба.
    • Трасологические – изучают всевозможные следы и отметины на ТС, телах водителей, дороге, с целью определения конкретного положения авто, обстоятельств аварии и т. д.
    • Психофизиологические. Определяют личностные особенности водителей-участников ДТП, их эмоциональный фон перед столкновением, что могло послужить причиной их несобранности или невнимательности на дороге.
  2. По очередности. Достаточно часто одной АТЭ бывает недостаточно. Поэтому проводится несколько:

    • первичная;
    • дополнительная – выполняется для уточнения предыдущего исследования;
    • повторная – проводится если результатов первых двух оказывается недостаточно для принятия обоснованных выводов или, когда в деле вскрываются новые факты.
  3. По исполнителям. В сложных неоднозначных ситуациях участия одного специалиста чаще всего недостаточно. Более того, изучение может выйти за рамки сугубо автотехнической области. В связи с этим экспертиза обстоятельств ДТП может быть:
    • единоличная – один эксперт ведет дело (проводится при простых дорожных происшествиях);
    • комиссионная – проводится группой экспертов в одной области;
    • комплексная – совмещает несколько видов проверок с привлечением специалистов не только автотехнической области, но и медиков, биохимиков, криминалистов и др.

Ходатайство о назначении

Любая автотехническая экспертиза при ДТП признается незаконной при проведении ее без официального основания. Им выступает ходатайство. Форма этого документа не регламентирована, утвержденный бланк также отсутствует. Несмотря на это, при его составлении необходимо соблюдать требования, предъявляемые к официальным документам. Ходатайство о проведении АТЭ должно включать следующие части:

  1. Вводная. Стандартная «шапка» документа с указанием реквизитов сторон, даты и места составления.
  2. Описательная. Причины необходимости автоэкспертизы, обоснование конкретного вида АТЭ.
  3. Результативная. Вопросы, которые следует изучить эксперту. Если известно, кто будет выполнять проверку, следует указать его данные, перечислить перечень документов-приложений, а также указать, за чей счет будет выполнена транспортная экспертиза.

Образец ходатайства на автотехническую экспертизу можно посмотреть тут.

Стоимость и сроки проведения

Конкретную стоимость проведения оценки последствий ДТП предугадать очень сложно. На стоимость подобных услуг влияет вид АТЭ, масштаб последствий, количество занятых экспертов, срочность, количество вопросов, на которые надо получить ответы, и др.

В среднем простые проверки по одной теме стоят 3-5 тысяч рублей. Сложные исследования, отвечающие на разноплановые вопросы, могут стоить и 50 тысяч рублей. Проверки в ходе судебного разбирательства дороже на 15-25%.

Всегда оплачивает проверку ее инициатор. Если АТЭ выполняется до судебного заседания, расходы на нее впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны. Если оба участника произошедшего настаивают на автоэкспертизе, платят за нее 50 на 50. В случае тяжелого материального положения истца или ответчика, частично стоимость услуги погашается из гос. бюджета.

Сроки проведения АТЭ законодательством не регулируются. Простая экспертиза после ДТП обычно занимает 3-5 дней. Сложное комплексное исследование – не менее 10-30 дней. При назначении автоэкспертизы судьей ее исполнитель должен соблюдать оговоренные сроки. В случае их нарушения выносится штраф.

Исполнители АТЭ

Автоэкспертизой занимаются специализированные компании и частные эксперты. Главное, чтобы у специалиста было соответствующее образование и сертификат эксперта-техника. Сведения о сертифицированных экспертах находятся в открытом доступе на сайте Министерства юстиции.

Так же важно, чтобы для конкретного вида исследования был выбран специалист соответствующей специализации. Например, вопросы технического состояния транспортных средств нельзя поручать трасологу.

Вопросы для автотехнической экспертизы

Чтобы экспертиза обстоятельств ДТП принесла пользу, необходимо задавать правильные вопросы. Иногда даже грамотный юрист не сможет помочь в этом деле, поскольку не владеет многими техническими аспектами. В сложных ситуациях за помощью в формулировке вопросов лучше обратиться к консультанту в экспертной фирме.

Технический эксперт всегда отвечает только на точные вопросы относительно тех или иных обстоятельств произошедшего. А формулировки типа «кто виноват» опускаются.

Пример вопросов при столкновении машин:

  • степень видимости на дороге;
  • коэффициент сцепления с дорожным покрытием;
  • расстояние между авто в момент приближения перед столкновением;
  • траектории ТС;
  • угол, под которым произошло столкновение;
  • по какой причине ТС потеряло устойчивость;
  • какие неисправности были в авто до момента аварии;
  • положение машин после столкновения и т. д.

Порядок проведения

Автоэкспертиза регламентируется КоАП, УПК и АПК. Выбор конкретного документа зависит от того, в рамках чего проводится исследование.

Частный порядок

Любое физическое или юридическое лицо может по своему желанию заказать АТЭ в специализированной компании или у ИП. Преимущественно в индивидуальном порядке заказываются товароведческие исследования с целью установления размера ущерба после аварии. Иногда граждане инициируют автоэкспертизу перед началом судебных разбирательств, чтобы иметь на руках мнение эксперта. Тем более, что стоимость ее ниже, чем по назначению судьи.

Очередность действий такова:

  • заключить договор с экспертной компанией или ИП;
  • оповестить об этом вторую сторону происшествия;
  • предоставить объекты для исследования;
  • оплатить услуги;
  • подождать определенное время;
  • получить экспертное заключение.

С этим документом можно выставлять претензии и отстаивать свои интересы в суде.

При административном расследовании

В ходе административного делопроизводства автоэкспертизу может инициировать судья или уполномоченный сотрудник ГИБДД. Для этого должно быть выписано предписание с указанием:

  • основания анализа последствий ДТП;
  • ФИО и должности эксперта, его прав и обязанностей;
  • материалов и объектов, подлежащих изучению;
  • конкретного списка вопросов;
  • ответственности за предоставление ложной информации.

До того как адресовать данное предписание исполнителю, инициатор исследования должен ознакомить с ним участников ДТП. Они, в свою очередь, могут добавить свои вопросы, а также просить смены состава экспертов или привлечения других специалистов.

Судебная экспертиза

Она инициируется любым участником происшествия, следователем или судьей. Заинтересованные стороны имеют право предлагать свои вопросы, на которые они бы хотели получить ответы от специалиста. Но окончательную версию утверждает судья. Он вправе некоторые предложения участников отклонить, но мотивировав свой отказ. В окончательной версии постановления должны содержатся все те же сведения, что и при ведении административного дела.

Когда заинтересованное лицо всячески препятствует проведению АТЭ, к примеру, не предоставляет свое авто для проверки, судья выносит вердикт без результатов автоэкспертизы не в пользу лица, создающего помехи к качественному проведению проверки. Техническое исследование в отношении пострадавшего или свидетеля проводится только с их разрешения.

В ходе проведения АТЭ могут присутствовать следователь и оба участника инцидента. Причем последние только с дозволения следователя. В заключении указывается перечень лиц, присутствующих во время диагностики.

Если автоэкспертиза проведена комиссионная и все эксперты одной специализации сходятся во мнении, составляется одно заключение. Если консенсуса достичь не удается, каждый специалист составляет свой итоговый документ и подписывает только его.

Если АТЭ проводится комплексная, то в итоге составляется единое заключение. В каждом разделе специалист определенной области описывает исследованную им часть и несет ответственность только за нее.

Заключение по результатам

Заключение — это итог всей проделанной работы, который и выступает доказательством в суде. Документ содержит следующие сведения:

  • дата и место проведения диагностики;
  • основание назначения проверки и ее инициатор;
  • сведения об эксперте, ознакомление его с ответственностью за ложное свидетельство;
  • объект изучения;
  • ход выполнения работы с указанием использованных методик;
  • ФИО присутствующих;
  • подробные ответы на вопросы инициатора.

Дополнительно к заключению прикладываются таблицы, фотографии, расчеты и другой вспомогательный материал. Если во время анализа выявляются сведения, важные для хода дела, они в обязательном порядке отражаются в документе, даже если не были заявлены инициатором проверки. Образец заключения можно посмотреть здесь.

В некоторых ситуациях эксперт не имеет возможности дать полноценную оценку результатов исследования. Чаще всего это происходит из-за неполноты предоставленных сведений или плохого качества материалов. В таких случаях специалист путем составления заявления объясняет причины отказа от выдачи заключения.

При необходимости – по желанию следователя, судьи, потерпевшего или обвиняемого – эксперт может быть вызван в суд для пояснения результатов АТЭ.

Если выполненная проверка не полностью прояснила ситуацию, назначается дополнительная либо повторная. Требовать новую АТЭ может обвиняемый или потерпевший, а также их представители.

Полезные советы

Вот несколько важных советов, которые способны помочь вам:

  1. Выбирайте квалифицированного сертифицированного эксперта.
  2. Присутствуйте во время экспертизы.
  3. Тщательно продумывайте вопросы для изучения.
  4. Внимательно знакомьтесь с экспертным заключением.
  5. Помните о своем праве ходатайствовать о проведении дополнительного или повторного исследования.

Автотехническая экспертиза дает ответы на многие вопросы, возникающие по результатам ДТП. Но чтобы заключение было принято во внимание уполномоченными органами и имело достоверные результаты, подготовка к ней и сам процесс должны быть выполнены очень качественно.

Максим Алексеевич/ автор статьи
Высшее юридическое образование. Более 20 лет опыт работы в органах внутренних дел.
Понравилась статья? Сохраните для себя в социальных сетях::
ZakonIAvto.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности.

Adblock
detector