Взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?
ДаНет

Очень часто случается ситуация, когда в результате происшествия может значительно пострадать автомобиль, а выплаты от страховой компании не хватает для покрытия суммы ремонта. Можно ли взыскать с виновника ДТП стоимость на необходимый ремонт без учета износа?

На данный момент появилось множество нововведений в законодательство, которые нужно учесть при составлении иска к виновнику аварии.

Как было ранее

Совсем недавно для взыскания убытков, принесенных в результате дорожного происшествия, была введена новая схема расчета вреда. Единая методика была введена только в 2015 году. Уже в 2016 году в очередном обзоре судебной практики Верховный суд дал свои разъяснения по этому вопросу, указав, что происходить возмещение должно только с учётом износа.

Негативным моментом является тот факт, что Единая методика содержит мало запчастей по реальной стоимости, которая затрачивается на восстановление поврежденного транспортного средства.

Получается, что ранее невозможно было рассчитывать на возмещение реальной суммы вреда с виновника аварии. Даже после судебного иска пострадавшим приходилось из собственного бюджета выделять денежные средства. И это для восстановления ТС, поврежденного в результате ДТП, в котором они сами были не виноваты.

Учитывается ли износ сейчас?

Взыскание ущерба автомобиля без износа вплоть до появления разъяснения Конституционного суда по этому вопросу действительно было невозможно. Ранее обычные суды посчитали такую ситуацию неосновательным обогащением. То есть выплаты были возможны только с учетом износа, причем его определяли в соответствии с Единой методикой, которая была разработана.

В марте 2017 года КС РФ выпустил постановление №6-П, разъяснив, что возмещать подобным образом страховую сумму нельзя – это неверное истолкование норм. Суд признал, что такая ситуация не призвана восстанавливать права потерпевшего в аварии, а напротив, только ограничивает его право на полноценное возмещение. Это противоречит Гражданскому кодексу. К тому же, ни в ФЗ «Об ОСАГО», ни в Единой методике нет прямых указаний, которые бы запрещали взыскивать сумму без учета износа автомобиля.

То есть получается, что если выплаты по ОСАГО за ущерб, причиненный машине, не хватило для полноценного ремонта, компенсацию от страховой фирмы обязан будет дополнить своими средствами виновник аварии. Давайте, чтобы было понятнее, на примере дорожно-транспортного происшествия рассмотрим эту ситуацию:

  1. Итак, от ДТП уберечься не получилось. Значит, вначале мы собираем все документы, необходимые для обращения за компенсацией. Далее — идем в офис страховой компании для получения выплаты по ОСАГО.
  2. Ущерб был рассчитан, однако этой суммы вам не хватило для того, чтобы осуществить полноценный ремонт автомобиля. Далее необходимо воспользоваться услугами независимого эксперта и провести экспертизу.
  3. Обращаемся в суд в рамках гражданского иска для того, чтобы взыскать с виновника ДТП разницу между реальным ущербом и той суммой компенсации, что была выплачена СК по ОСАГО.
  4. Предоставляем всю необходимую документацию и дожидаемся решения суда по делу.

Факт изношенности не может быть принят судом во внимание, однако ущерб, точнее, его сумму, он вправе снизить. Все потому, что обычно для ремонта используются агрегаты и запчасти, которые являются новыми. Сумма ущерба уменьшается только по отношению к узлам и деталям, имеющим нормальный регулярный износ, которые подлежат периодической смене. Так же ущерб может быть уменьшен, если виновник ДТП докажет, что существует другой, более разумный (точнее, менее дорогой) способ ремонта и исправления возникших повреждений.

Что в итоге?

Благоприятны ли такие изменения по отношении к обычным водителям и что они вообще принесут? С одной стороны нет ничего плохого в данном разъяснении Конституционного суда. Ведь действительно потерпевшая сторона могла ранее получить только сумму, которой едва хватало даже на часть ремонта.

Однако же давайте взглянем на это с другой стороны. По ОСАГО возмещение компенсации лежит именно на страховой компании. Ведь именно для этого полис и предназначен. Вот только возложение ответственности на виновных водителей принесет мало пользы. Многие в нашей стране являются малоимущими гражданами и попросту не смогут оплатить нанесенный их машиной ущерб. То есть даже если дело потерпевший выиграет, полностью необходимую сумму он все равно не получит.

Большинство юристов негативно высказалось по поводу этого уточнения, справедливо заметив, что гораздо лучше было бы, если бы скорректировали Единую методику расчета компенсации. В частности, установили реальные цены на автозапчасти в справочниках. Многие СК попросту берут самые минимальные значения, выплачивая пострадавшей стороне заведомо ту сумму, которой не хватит для ремонта. Так или иначе, но теперь, если вы не провоцировали ДТП, то всегда можете рассчитывать на взыскание с виновной стороны суммы, не учитывающей износ деталей транспортного средства.

Максим Алексеевич/ автор статьи
Высшее юридическое образование. Более 20 лет опыт работы в органах внутренних дел.
Понравилась статья? Сохраните для себя в социальных сетях::
ZakonIAvto.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности.

Adblock
detector