Судебная практика и страховые споры по КАСКО

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?
ДаНет

Тема, актуальная для многих автомобилистов — это страховые споры по КАСКО. И если положения обязательного автострахования (ОСАГО) четко регламентированы на законодательном уровне, то с добровольным (КАСКО) не все так однозначно. С какими нюансами рискуют столкнуться автовладельцы и какова практика судебных разбирательств в данном вопросе?

Причины судебных споров по КАСКО

Если споры со страховой компанией по КАСКО не удается решить в досудебном порядке, автовладельцы обращаются в судебные инстанции. Поводами для разбирательств могут послужить следующие ситуации:

  1. По мнению страховщика, случай, в результате которого транспортным средством получены повреждения, не относятся к разряду страховых.
  2. Сроки рассмотрения выплаты страховщиком необоснованно затягиваются.
  3. Отказ клиента от ремонта своего автомобиля в мастерской (СТО), предлагаемой компанией. Например, ввиду низкого уровня/качества оказываемых ею услуг и т. п.
  4. Предлагаемая выплата занижена и не покрывает стоимости ремонта автомобиля.
  5. Компенсационные выплаты задерживаются, затягивание данного процесса осуществляется страховщиком без явных оснований.
  6. Невыплата страхового возмещения, либо полный отказ от такового без всяких объяснений.
  7. Страховщик отказывается от компенсации УТС (утраты товарной стоимости).
  8. Возникновение разногласий со страховщиком касательно ТОТАЛ (полной гибели авто).
  9. Отказ страховщика в возмещении по причине уже выплаченной ранее стоимости полиса или ввиду подачи клиентом неполного пакета необходимых документов и т. д.

Это только часть причин, по которым возможны споры, список можно продолжать практически до бесконечности.

О позиции судов по отказам в возмещении

О чем по КАСКО свидетельствует судебная практика? Анализируя таковую можно сделать однозначный вывод, что решения принимаются на основании законодательных норм и имеющейся доказательной базы со всех сторон, принимающих участие в процессе.

В определенных случаях суды встают на сторону страховщиков, например, когда:

  • компания имеет неопровержимые доказательства, что заключенный с нею договор является недействительным ввиду того, что изначально автовладельцем были предоставлены недостоверные данные;
  • на момент аварии выясняется, что авто не прошло планового техосмотра и в результате неисправности получило повреждение (опровергнуть данный факт можно лишь на основании выводов независимой экспертизы);
  • автомобиль пострадал в результате умышленных действий со стороны его владельца либо последний находился в алкогольном/наркотическом опьянении и т. п.

Законным отказ считается и в некоторых других ситуациях.

И все же судебная практика по КАСКО показывает, что зачастую отказ страховой компании в выплате признается судами неправомерным, например, подобное обычно происходит, когда:

  1. Страховщики и клиенты расходятся во мнениях по поводу причин получения транспортным средством повреждений. Суд, как правило, выносит решение в пользу последних.
  2. Страховая компания (далее СК) отказывает, ссылаясь на истечение отведенных для обращения сроков.
  3. Основанием для отказа служит факт того, что автомобилем управляло лицо, не внесенное в полис.
  4. Поводом для отказа в выплате по КАСКО является утрата полиса.

Помимо перечисленного по КАСКО судебные решения показывают, что решения в пользу клиента выносятся и в случаях, когда лицо, причинившее ущерб автомобилю, не установлено. Подобное часто происходит и в ситуациях, когда авто было угнано вместе с ключами и документами от него.

Если речь идет о спорах в отношении стоимости ремонта, то страховщики не вправе учитывать амортизацию и т. п. в целях снижения размеров выплаты, последняя рассчитывается по реальным затратам. Расчет компенсации в отношении УТС (утраты товарной стоимости) производится аналогично.

В любом случае, по КАСКО судебная практика показывает, что автовладельцу можно и нужно отстаивать свои материальные интересы, предварительно подготовив доказательную базу.

Распространенные споры по КАСКО

Выше упоминались возможные причины споров страховщиков с автовладельцами по полисам КАСКО, а наиболее распространенными из них, являются:

  • сознательное занижение страховой компанией компенсационной выплаты;
  • принятие решения СК по выплате затягивается, как и сама выплата;
  • СК отказывается признавать случай страховым;
  • выплата не производится по причине банкротства страховщика;
  • отказ СК в возмещении морального вреда в результате неисполнения условий договора и др.

На некоторых спорах следует остановиться более подробно.

Заниженные размеры выплат

Взыскание страхового возмещения по КАСКО в полном объеме посредством обращения в суд является довольно распространенной ситуацией. СК нередко стараются занизить размер такового, например, взяв при проведении расчетов среднюю рыночную стоимость деталей и запчастей, услуг «своих» автомастерских. А если речь идет о повреждении автомобиля, находящегося на гарантии, то ситуация усугубляется еще больше, ведь его надлежит ремонтировать в дилерской станции техобслуживания, что обходится недешево.

В подобных ситуациях потребуется проведения независимой экспертизы, результаты которой позволят выявить разницу между фактическими затратами и размером возмещения, предлагаемого СК.

При вынесении судом решения будут учтены именно выводы независимой оценки и страховщика обяжут возместить ущерб в полном объеме.

Затягивание сроков возмещения

Если все предусмотренные договором сроки выплат по полису ОСАГО прошли, а денег потерпевший так и не получил, то суд со страховой компанией практически неизбежен. Случается, что причиной затягивания сроков обусловлено необходимостью проведения дополнительных проверок и экспертиз. Но чаще страховщик вроде бы не отказывается от своих обязательств, но находит массу причин, чтобы отсрочить компенсацию, а в это время пользуется денежными средствами клиента (этот факт должен быть доказан в обязательном порядке). Тогда страхователь может рассчитывать еще на штраф в размере 50% размера компенсации.

Суброгация

Под суброгацией подразумевается право СК на истребование возврата ей финансовых средств с виновного лица, затраченных на ремонт авто потерпевшей стороны. И предоставленной возможностью пользуются все автостраховщики. Виновник может урегулировать проблему в досудебном порядке, но уйти от ответственности ему не удастся. Не следует терять бдительности и во избежание уплаты дополнительной неустойки можно получить профессиональную юридическую помощь и обратиться в СК с предложением о рассрочке.

В судебном заседании, когда речь идет о суброгации, ответчику надлежит предпринять некоторые действия:

  • в первую очередь следует убедиться, что срок исковой давности (он составляет 3 года) не истек;
  • собрать доказательную базу в отношении того, что виновником дорожного происшествия является не только он;
  • провести независимую экспертизу в отношении оценки стоимости произведенного ремонта.

УТС по КАСКО

УТС (утрата товарной стоимости), согласно обзору Президиума ВС РФ, считается реальным ущербом, а значит подлежит возмещению.

Подача иска в судебные инстанции возможна только после предварительного обращения в СК с целью разрешения спора. И только после получения отказа страховщика или игнорирования им обращения клиента можно действовать дальше.

Добиваться компенсации УТС через суд можно в следующих ситуациях:

  1. Авто пострадало в результате случайного возгорания, падения на него дерева и т. п.
  2. Повреждения транспортного средства не относятся к страховым случаям (по мнению СК).
  3. Возраст автомобиля не превышает 3 лет, если он является отечественным и 5 лет, если это иномарка.
  4. Пробег авто иностранного производства составляет не более 100 тыс. км, отечественного – 50 тыс. км.
  5. После проведенного ремонта автомобиль утратил первоначальный вид.
  6. Транспортное средство не требует прохождения ремонта первой степени сложности.

Говоря о возмещении УТС при проведении ремонта авто на СТО, следует отметить, что подобное возможно только в случаях:

  • ремонта съемных/несъемных участков кузова или полной/частичной замене прикрепленных кузовных частей;
  • полного/частичного окрашивания определенных частей кузова, деталей, в том числе неметаллических;
  • изменение формы кузова или его восстановление после сильного повреждения;
  • повреждения заводской сборки авто после его разбора для проведения капремонта/покраски.

Следует не забывать о том, что условие о праве страховщика на истребование денежного возмещения с виновного лица обязательно должно быть отражено в договоре. Если в страховой компании в выплате УТС отказывают, то вопрос решается в судебном порядке.

Полная гибель автомобиля по КАСКО

Немало споров возникает и в случаях, связанных с полной гибелью авто (ТОТАЛ). Страховщик часто признает ситуацию как страховой случай, однако занижает размер выплаты, в частности на стоимость годных остатков транспортного средства. А цену последних реально определить довольно сложно. Для обращения в судебные инстанции клиенту СК потребуется предварительно получить заключение независимых оценщиков/экспертов, определяющих констатирующую степень годности остатков, как и их действительную стоимость.

Анализируя споры по КАСКО, разрешаемые судами, можно сделать вывод о том, что виновная или потерпевшая стороны не могут рассчитывать на какие-либо преференции, потому им надлежит максимально грамотно изложить свою позицию и осознавать последствия своих действий.

Максим Алексеевич/ автор статьи
Высшее юридическое образование. Более 20 лет опыт работы в органах внутренних дел.
Понравилась статья? Сохраните для себя в социальных сетях::
ZakonIAvto.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности.

Adblock
detector